Томская область, г.Стрежевой, д.218А
МДОУ "ДС №9 "Журавушка"

 

Консультация для родителей на тему: "Учимся говорить красиво!"

       Уважаемые родители, умение говорить - главная составляющая успешного и уверенного в себе человека. Невнятная, блеклая речь очень часто сводит на нет все усилия стать успешным. Одним детям мало читают, поэтому их словарный запас крайне скуден. Другие необщительны, и их речевые навыки редко используются. Третьи слишком активны и буквально захлебываются словами, не договаривая фразы до конца. Но общей проблемой всех дошкольников является частое использование в речи местоимений и междометий, слов-паразитов, а также замена слов жестами. Испытывая трудности в выражении своих мыслей, дети начинают подражать сверстникам, в результате чего усваивают не самые лучшие образцы лексики.

Поэтому, умение красиво говорить нужно прививать ребенку с детства. Научите ребенка говорить красиво – дайте ему шанс на успех в жизни! Да, но как это сделать?

Предлагаем вашему вниманию консультацию на тему:«Учимся говорить красиво».

Общие рекомендации для родителей

         Некоторым мамам трудно удержаться от «сюсюканья». Не коверкайте слова, это не помогает формированию правильных речевых навыков, скорее, наоборот.

 Ребенок от родителей должен слышать правильное произношение, иначе он усвоит исковерканный вариант и впоследствии его придется переучивать.

Чтобы научить ребенка говорить, развивайте у него мелкую моторику рук. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев рук, находятся рядом. Играйте с ним в «пальчиковые» игры, стимулируйте его к тому, чтобы он научился совершать руками разные операции и движения.

Поощряйте познавательные способности ребенка. Чтобы научить его говорить, мало развивать его артикуляционные навыки – нужно еще, чтобы он в уме соотносил слова с соответствующими предметами и явлениями. Поэтому, рассказывайте ему обо всем, что ему интересно.

Читайте ребенку побольше книжек (особенно детям нравятся простые ритмичные стихи). Это не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в памяти уже известных ребенку слов. 

Обязательно объясняйте ребенку значения новых слов, используя только знакомые слова. Чтобы ребенок научился говорить предложениями и более ясно и связно излагать свои мысли, почаще вовлекайте его в диалог, задавайте ему побольше вопросов, расширяйте словарный запас, устанавливайте причинно-следственные связи. Начать можно с игры в антонимы. Вы называете слово, ребенок называет  на него противоположное по смыслу слово, и наоборот. Отлично развивает речевую активность игра "Кто кем будет”: яйцо цыпленком, мука - хлебом, мальчик - мужчиной и т.д. Попросите ребенка закончить фразу типа: "Листья с деревьев облетели, потому что...”. Предложите ребенку придумывать синонимы к словам. Если вы будете постоянно заниматься с ребенком по этому плану, можно гарантировать, что ваш ребенок станет первоклассным оратором.

Советы родителям

Первый совет. Необходимо помнить, что ребенок не рождается с умением красиво говорить. Ораторское мастерство – приобретенный навык, который ребенку надо прививать с детства. Например, начиная учить стихи, ребенок, как правило, спешит, и поэтому тараторит. Важно объяснить ребенку, что он должен рассказать стих так, чтобы все слова расслышали слушатели. Ведь, если слова прожеваны, окончания проглочены, не понятны, стих не понравится слушателям. Чтобы ребенок читал выразительно, с интонацией, родители должны на собственном примере показать, как это делать. То есть прочитать стихотворение медленно, с паузами, с интонацией.

Второй совет. Расскажите ребенку, что для того чтобы слушателям было интересно, ему должно быть интересно рассказывать. Так что пусть ребенок сам выбирает, какие стихи ему учить. Чтобы ребенок понял, что значит интересно и неинтересно прочитанный текст, прочитай одну и ту же самую сказку с выражением и без выражения.

Третий совет. Если ребенок стесняется, говорит тихо, глотает окончания, запишите его на диктофон и дайте ему послушать. А потом скажите: "Давай потренируемся, и ты расскажешь папе стих так, чтобы было хорошо слышно слова. И не торопись, ведь когда говоришь быстро, не все хорошо слышат и понимают сказанное". А еще очень важно в обучении позитивное воспоминание. Хвалите ребенка, даже если он неидеально произнес речь. Восхищайтесь своим ребенком – так вы воспитаете уверенного в себе человека. Когда ребенок понимает, что его любят не за его оценки и достижения, а просто так, он обязательно станет успешным.

Техника "пустого стула" для робкого ребенка. Эту технику разработала педагог Марианна Франке-Грикш, которая долгое время работала в горячих точках планеты, помогая детям преодолеть трудности в общении. Она подходила к напуганному и встревоженному малышу и говорила: "Представь себе, что рядом сидят твои папа и мама. Они тебя любят и поддерживают". Говорят, успехи ее воспитанников просто потрясающие.

Называем вещи своими именами. Дети часто путают похожие по смыслу слова: например, перчатки называют варежками, блюдца - тарелками и т.д. Чтобы ребенок увидел различия, можно предложить ему нарисовать близкие понятия и проанализировать те детали, которые характеризуют каждое из них. Затем попросите ребенка дополнить сделанные вами идентичные заготовки. Например, пусть он пририсует манжеты к варежке и к перчатке. Опора на зрительный анализатор позволит ребенку наглядно представить и лучше запомнить эти слова.

Избавляемся от «слов-паразитов». Договоритесь с ребенком о системе штрафов и поощрений за употребление и, соответственно, пропуск его любимых «как бы», «ну», «значит» и т.д. Допустим, можно начислять очки, которые в конце дня будут обмениваться на конфеты. Также предложите ребенку замену «слов-паразитов». Вместо их употребления можно просто сделать паузу, потеребить ремешок часов или посмотреть на собеседника.

Активная речь. До определенного возраста ребенок понимает гораздо больше слов, чем может произнести. Это называется «пассивная речь». Как можно помочь ребенку скорее сделать ее «активной»?

• Старайтесь, чтобы ваша речь была наполнена эмоциями.

• Читайте вслух сказки и включайте аудиокниги.

• Играйте в пальчиковые игры, развитие мелкой моторики пальцев напрямую стимулирует развитие речи.

Уважаемые родители, надеемся, что наши советы помогут Вам.

Желаем Вам успехов в развитии красивой и правильной речи у вашего ребенка!