Доклад «Традиции моей России».
Слайд №1
Русская национальная культура богатая словом, музыкой, традициями, обрядами демонстрирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его современном мире для осознания себя гражданином, патриотом, человеком, всем сердцем любящим свою Родину.
Традиции русских народных праздников, обладая интеллектуальным и творческим потенциалом, являются верным средством воспитания будущего поколения. В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам российской культуры.
Слайд №2
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Как показывает опыт прошлых лет способ приобщения детей к народным традициям, в дошкольном образовании осваивается в формах, привнесенных из профессионального искусства: доминирует концертная направленность обучения, увлеченность сценически эффектным материалом, песни, танцы, игры разучиваются для публичных выступлений, показательных концертов. Именно поэтому, для более глубокого изучения данной темы был разработан этот проект.
Слайд №3
Стоит отметить, что в настоящее время мы работаем с группой детьми 5-6 лет компенсирующей направленности, имеющие различные речевые нарушения и нам приходиться отбирать такие формы, методы и приемы работы с детьми, которые наилучшим образом помогают формировать у них правильную речь. Образование таких детей предусматривает создание психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГТ, условий для самореализации через включение в разные виды творческой и проектной деятельности.
Поэтому появление данного проекта обусловлено желанием развивать у них познавательную активность, любознательность в процессе приобщения детей к русской национальной культуре, а самое развивать главноечистую, связную речь.Кроме того, проект ставит перед собой задачу привлечь родителей к сотрудничеству в возрождении русских народных традиций в семье.
Участниками проекта являются дети, родители и мы воспитатели. Срок реализации проекта ноябрь 2012г. – апрель 2013 г.
Слайд №4
Цель проекта: сформировать у дошкольников патриотические и духовно-нравственные ценности через приобщение их к культурному наследию России.
Слайд №5
Задачи:Продолжать знакомить детей с историей, традициями и обычаями русского народа, устным народным творчеством, народными играми. Продолжать знакомить детей с историей, традициями и обычаями русского народа, устным народным творчеством, народными играми. Воспитать интерес и уважение к традициям русского народа. Привлекать родителей к реализации проекта через совместные праздники, развлечения, оформление предметно-развивающей среды.
Слайд №6
Для себя выделила следующие методические задачи. Для начала провести обзор научной и методической литературы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. В Интернет-ресурсах познакомиться с опытом педагогов-новаторов. Для эффективной организации игровой и театрализованной деятельности с детьми пополнить картотеку игр народными играми, вызвать интерес детей и родителей к исследовательской деятельности.
Слайд №7
В проекте выделено 2 раздела,каждый из них имеет свою цель и включаюв себя следующие темы: «Древняя Русь», «Быт и основные занятия русских людей», «Из истории мужской и женской одежды», «Традиции русской кухни»,«Народный календарь», «Белая береза – русская береза (Троица)», «Христос воскрес – воистину воскрес!», «Масленица – Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!», «Пришла Коляда накануне Рождества», «Новый год на Руси»,«Русские народные праздники и традиции».
Вся деятельность по проекту проходит через такие формы работы, как: праздники и развлечения, экскурсии, выставки и конкурсы, игровая и театрализованная деятельность, разучивание и толкование народных пословиц и поговорок, виртуальные путешествия в прошлое и настоящее России, и затрагивают все виды детской деятельности, выделенные в федеральных государственных требованиях.(игровая; двигательная;коммуникативная; трудовая; познавательно-исследовательская; продуктивная; музыкально-художественная; чтение).
Слайд №8-9
Так как проект направлен на детей, имеющие речевые нарушения и учитывает федеральные государственные требования, поэтому ожидаемые результаты мы рассматриваем в следующих образовательных областях.
Коммуникация: обогащение словарного запаса, умение составлять рассказы о предметах русского быта, по сюжетной картине, описательные рассказы о костюме и его элементах, рассказы из личного опыта.
Познание
Знание традиций русского народа, истории создания русского костюма, народные праздники.
Чтение художественной литературы
Знание малых форм устного народного творчества, сформированное представление о былинных героях.
Социализация
Знания о русских народные играх, умение в них играть, сформированность духовно-нравственных ценностей и применение их в жизни.
Ну и невозможно не отметить, тот интересдетей и родителей, который они проявляют в ходе реализации проекта. Совместно с родителями они создавали свою родословную, изображая генеалогическое древо.
Слайд №10
Слайд №11
Оформили альбом «Если в доме есть капуста – на столе не будет пусто!», в содержание которого вошли, какие существуют сорта капусты, какую из них лучше использовать для закваски, рецепты ее закваски, какую посуду необходимо применять для лучшего хранения.
Слайд №12«Приходила Коляда во святые ворота»
Был проведен праздник «Приходила Коляда во святые ворота».К Колядам готовились серьезно: знакомились с историей праздника, с традициями, которые его сопровождают, разучивалипесни, частушки. В нарядных костюмах, с песнями и закличкамиобошли весь детский сад. Ряженные детки водили хороводы, играли в народные игры, устраивали веселые переплясы, пели песни и частушки. «Хозяева» были щедры, угощали разными сладостями.
Слайд№13
Посетили историко-краеведческий музей, где ребята познакомились с крестьянской избой и домашней утварью (печь, ухват, чугунок, колыбель, прялка, рушник).
Слайд №14
В преддверии праздника Масленицы дети рисовали рисунки, делали поделки, отображая в них масленичные традиции, Проведено развлечение с родителями «Блинный пир на весь мир». Дети познакомились с русским народным праздником «Масленицей», узнали о веселой ярмарке, народных играх. Ребята пели песни, вспоминали поговорки о весне.
Слайд №15
В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что приобщать детей к русской культуре и традициям нужно с раннего детства. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они – часть русского народа. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать гордость и уважение за русскую культуру, ее традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе.