Программные задачи.
Обучающие:
1. Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.
2. Учить называть основные части печи и ее утварь, тем самым активизируя словарь детей.
3. Продолжать учить детей отвечать полным предложением на поставленные вопросы воспитателя.
4. Продолжать учить детей воспроизводить текст по предложенным схемам.
Развивающие:
1. Закрепить знания о печи как неотъемлемой принадлежности русской избы.
2. Развивать мыслительные способности путем загадывания загадок.
3.Вспомнить названия сказок, где можно встретить русскую печь, совершенствовать знания детей о ее устройстве.
Воспитывающие:
1.Воспитывать умение чтить традиции посредством народных пословиц.
2.Вызвать у детей желание принять участие в стряпне калачей.
Материал и оборудование: аудиозапись русской народной мелодии, слайдовая мультимедийная презентация, ноутбук, экран, проектор, кусочки соленого теста на каждого ребенка, детская деревянная лопатка.
Предварительная работа: беседы по темам «Без печи хата не хата», «Устройство печи», «Печная утварь». Рассматривание иллюстраций с изображением русской печи. Чтение русских народных сказок. Заучивание пословиц и поговорок.
Ход НОД
Сюрпризный момент
Слайд №2 «Емеля на печи».
На слайде появляется Емеля.
Педагог: Кто это? Из какой сказки к нам пришел этот сказочный герой? (Из сказки по «щучьему веленью).
Педагог: Здравствуй, Емеля! Нельзя все время лежать на печи, нужно учиться и работать. Вот наши дети знают много!
Емеля (звук на слайде): Ну и что же они знают?
Педагог: Ну, к примеру, дети могут рассказать о твоей любимой печи.
Емеля (звук на слайде): Ну что же очень интересно, хотелось бы послушать!
Беседа
Педагог: Ребята, скажите для чего нужна людям печь в избе? (Для тепла, чтобы готовить еду, сушить одежду, обувь, грибы, ягоды, для сна).
Педагог: Назовите профессию человека, который кладет печь? (Печник).
Педагог: Какой строительный материал использует печник, когда устанавливает печь в избе? (Кирпич, глину).
Педагог: Какими дровами лучше всего топить печь? Почему? (Березовыми. Они дают больше тепла).
Педагог: Вот видишь Емеля, ребята, тебе объяснили, что самое главное в деревенской избе – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырех тысяч лет? В старину говорили: «Печь нам – мать родная», «У печи все красное лето». Зимой даже кур под печкой держали.
Педагог: Ребята, в каких русских народных сказках русская печь является героем произведения? («Гуси-лебеди», «По щучьему веленью»).
Педагог: Емеля, а наши ребята знают еще много пословиц о печи. Одни из них хвалят печь, другие учат добру и дружбе каждого члена семьи. (Дети называют пословицы по схемам на слайде: «Бабья дорога от печи до порога», «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи», «Добрая то речь, что в избе есть печь».
Слайд №3-№5
Педагог: Вот видишь, Емеля, сколько ребята знают пословиц про печь. А теперь давайте немного отдохнем.
Пальчиковая гимнастика «Емеля-повар»
Емеля готовил обед, А тут отключили свет. |
Ребром ладони дети стучат по столу.
|
Емеля леща берет И опускает в компот. |
Загибают большой палец на левой руке. |
Бросает в котел поленья, В печку кладет варенье. |
Загибают указательный палец. |
Мешает суп кочерыжкой. |
Загибают средний палец. |
Сахар сыплет в бульон |
Загибают мизинец. |
И очень доволен он! |
Разводят руками. |
Хороводная игра «Кот на печку пошел»
- Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел.
Горшок каши горяч,
Не дается, хоть плачь.
Игра «Построй печь»
Педагог: А сейчас я вам предлагаю построить печь. Вы будете настоящими печниками. Я буду называть роль той или иной части печи, а вы должны ее назвать правильно.
- Эта часть печи в основном предназначается для горшков и чугунов, которые отсюда вносятся с помощью ухватов в горнило печи. Как эта часть печи называется? (Шесток).
3. Как называется часть печи, где хранили печной инвентарь, дрова (подпечек).
- Как называется часть печи, которая предназначена для того, чтобы закрывать трубу после окончания топки печи (вьюжка).
5. Как называется часть печи, в которой можно сушить варежки, носки и другие вещи? (горнушка).
6. Как называется место, где можно отдыхать (полати).
Слайд №7 «Выкладывание печи».
Педагог: Ребята, а вы знаете, что печки бывают разные? Кроме русской печи, о которой вы много знаете, есть печи буржуйка и голландка. Эти печи просто отапливают жилье. И сделаны они из железа. Они очень опасные – сильно нагреваются, и можно нечаянно обжечься.
Загадки
Педагог: Ребята, скажите, что такое печная утварь? (То, что помогает хозяйке работать у печи).
Педагог: Вот сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывать. Если правильно отгадали загадку, то на экране появиться отгадка.
1. Помогаю я хозяйке
Ухватить чугунок жаркий…. (Ухват). Слайд №8
2. Поправить топку
Помогаю ловко
Помощница огня.
Трудяга…(Кочерга). Слайд №9
3. Помогает нам
Красавица у печи
Снять с плиты
Пироги и калачи,
Чтобы мог в рот
Положить их ты…(Деревянная лопатка) Слайд №10
4. Варят суп во мне и щи,
Ты в печи меня ищи… (Чугунок) Слайд №11
Творческая деятельность «Печька-печенька»
Педагог: Давайте вспомним, какие угощения можно приготовить в печи? (Каша, пироги, щи). Как, вкусны и каша, и щи, да и пироги самые румяные. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили «Все, что в печи – на стол мечи», или «Хочешь есть калачи – не сиди на печи!». Ну а самое главное, конечно, это хлеб. А теперь я вам предлагаю нарисовать печь, такую как вы ее представляете.
Все работы в дальнейшем оформляются выставкой.
Итог
Педагог: Что за прелесть – эта русская печь! Почет ей передается из поколения в поколение. Воздадим же славу нашей матушке-кормилице!
Слайд №12.
Под русскую народную мелодию дети провожают Емелю.
Список использованной литературы:
1.Наследие. Программа по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной отечественной культуре: учебно-методическое пособие/Е.В.Соловьева, Л.И.Царенко. – М.: Дрофа, 2010.-203, [5] с. – (Патриотическое воспитание).
2.Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-6-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2010.-208 с.
3. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /По ред.Л.А.Кондрыкинской. –М: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. («Серия вместе с детьми»).
Поделиться с друзьями: