Томская область, г.Стрежевой, д.218А
МДОУ "ДС №9 "Журавушка"

 

Детский проект "Бумажные превращения" для детей 6-7 лет с ОНР

Проблема

В 2015-2016 учебном году мы работали с детьми старшей группы компенсирующей направленности, которую посещали 18 мальчиков и 6 девочек. Данную группу детей мы набрали в сентябре 2015 года. Из них 7 детей разных национальностей и русской речью пользовались очень слабо. Проанализировав ситуацию речевого развития воспитанников и умения работать с бумагой средствами диагностического обследования на начало 2015-2016 учебного года мы получили следующие результаты: у 79%воспитанников имеются затруднения в оформлении собственных речевых высказываний, у 63% детей слабо сформированы представления о способах работы с бумагой в технике оригами.(Приложение№1).

Для более углубленного понимания причин выделенной проблемы, был проведен опрос  среди родителей, который показал, что 45% родителей не имеют представления о технике оригами. 38% родителей ответили, что они знакомы с техникой  оригами, которая позволяет развивать у ребёнка моторику пальцев рук, речь, воображение, труд. 17% родителей  считают технику оригами просто увлечением. На вопрос «Хотели бы Вы, чтобы ваш ребенок занимался оригами в ДОУ?» 90% ответили утвердительно «да».

Кроме всего сказанного отмечаем, что в учебном плане ДОУ работе с бумагой и картоном отведено всего 0.25 часа в месяц. И большая часть из них посвящена вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. Этого времени недостаточно, чтобы у детей сформировалось умение создавать объемные игрушки в технике оригами.

Исходя из сложившейся образовательной ситуации в группе, появилась необходимость разработки проекта на тему «Бумажные превращения». Проект разработан с учетом требований ФГОС ДО и общеобразовательной программы «Воспитание и обучение в детском саду», автор М.А.Васильева и реализуется в рамках дополнительного образования в форме кружковой  деятельности. Предусматривается количество занятий 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 раз в год, продолжительностью не более 25 минут.

Цель: развитие связной речи детей, имеющих речевые нарушения средствами оригами.

Задачи:

Обучающие:

- Продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях.

- Учить детей вести диалог между ребенком и сверстником, между ребенком и воспитателем по поводу изготовления поделки.

Развивающие:

-Развивать умение сочинять короткие рассказы о своей поделке.

- Способствовать развитию координации тонких движений пальцев рук.

Воспитательные:

-Воспитывать культуру речевого общения.

-Воспитывать самостоятельность, аккуратность, доброжелательность.

Описание ожидаемого образовательного результата

По окончании реализации проекта «Бумажные превращения» у детей предполагается сформировать:

у детей:

-речевую компетентность;

-умения создавать объемные игрушки в технике оригами.

у родителей:

-интерес к изготовлению совместных с детьми поделок в технике оригами.

Организационное содержание занятий

 Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, психологические этюды, дыхательные упражнения,  сведения о предполагаемом предмете складывания.

 Подготовка к занятию (установка на работу).

 Повторение пройденного материала (выявление опорных знаний и представлений):

- повторение названия базовой формы;

- повторение действий прошлого занятия;

- повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники  безопасности.

 Введение в новую тему:

- загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории, сказки и т.п.);

- показ образца;

- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

- повторение правил складывания.

  Показ процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте) зависит от уровня подготовки и сформированности навыков ребенка;

вербализация воспитанниками некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);

 текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);

 самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

 оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

 анализ работы детьми (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).