Проблема
В 2015-2016 учебном году мы работали с детьми старшей группы компенсирующей направленности, которую посещали 18 мальчиков и 6 девочек. Данную группу детей мы набрали в сентябре 2015 года. Из них 7 детей разных национальностей и русской речью пользовались очень слабо. Проанализировав ситуацию речевого развития воспитанников и умения работать с бумагой средствами диагностического обследования на начало 2015-2016 учебного года мы получили следующие результаты: у 79%воспитанников имеются затруднения в оформлении собственных речевых высказываний, у 63% детей слабо сформированы представления о способах работы с бумагой в технике оригами.(Приложение№1).
Для более углубленного понимания причин выделенной проблемы, был проведен опрос среди родителей, который показал, что 45% родителей не имеют представления о технике оригами. 38% родителей ответили, что они знакомы с техникой оригами, которая позволяет развивать у ребёнка моторику пальцев рук, речь, воображение, труд. 17% родителей считают технику оригами просто увлечением. На вопрос «Хотели бы Вы, чтобы ваш ребенок занимался оригами в ДОУ?» 90% ответили утвердительно «да».
Кроме всего сказанного отмечаем, что в учебном плане ДОУ работе с бумагой и картоном отведено всего 0.25 часа в месяц. И большая часть из них посвящена вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. Этого времени недостаточно, чтобы у детей сформировалось умение создавать объемные игрушки в технике оригами.
Исходя из сложившейся образовательной ситуации в группе, появилась необходимость разработки проекта на тему «Бумажные превращения». Проект разработан с учетом требований ФГОС ДО и общеобразовательной программы «Воспитание и обучение в детском саду», автор М.А.Васильева и реализуется в рамках дополнительного образования в форме кружковой деятельности. Предусматривается количество занятий 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 раз в год, продолжительностью не более 25 минут.
Цель: развитие связной речи детей, имеющих речевые нарушения средствами оригами.
Задачи:
Обучающие:
- Продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях.
- Учить детей вести диалог между ребенком и сверстником, между ребенком и воспитателем по поводу изготовления поделки.
Развивающие:
-Развивать умение сочинять короткие рассказы о своей поделке.
- Способствовать развитию координации тонких движений пальцев рук.
Воспитательные:
-Воспитывать культуру речевого общения.
-Воспитывать самостоятельность, аккуратность, доброжелательность.
Описание ожидаемого образовательного результата
По окончании реализации проекта «Бумажные превращения» у детей предполагается сформировать:
у детей:
-речевую компетентность;
-умения создавать объемные игрушки в технике оригами.
у родителей:
-интерес к изготовлению совместных с детьми поделок в технике оригами.
Организационное содержание занятий
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, психологические этюды, дыхательные упражнения, сведения о предполагаемом предмете складывания.
Подготовка к занятию (установка на работу).
Повторение пройденного материала (выявление опорных знаний и представлений):
- повторение названия базовой формы;
- повторение действий прошлого занятия;
- повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
Введение в новую тему:
- загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории, сказки и т.п.);
- показ образца;
- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
- повторение правил складывания.
Показ процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте) зависит от уровня подготовки и сформированности навыков ребенка;
вербализация воспитанниками некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
анализ работы детьми (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Поделиться с друзьями: