Томская область, г.Стрежевой, д.218А
МДОУ "ДС №9 "Журавушка"

 

Картотека игр на развитие лексико-грамматического строя речи

 

Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.
 Детей знакомят с новыми терминами и уточняют термины «звук», «слово», с которыми они уже познакомились.

Для этого проводятся игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», в которых,  дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове разные. 

Игра «Один - много»

 Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных именительного падежа во множественном числе.

Животные

Мебель

Посуда

Конь – кони

Шкаф - шкафы

Ложка – ложки

Волк  - волки

Стул - стулья

Кастрюля – кастрюли

Заяц - зайцы

Кровать - кровати

Тарелка – тарелки

Ёж – ежи

Полка - полки

Чашка – чашки

Крот - кроты

Стол - столы

Чайник - чайники

Кошка – кошки

Кресло - кресла

Миска -миски

Мышь - мыши

 

Вилка -вилки


Игра «Что из чего сделано?»

Цель: учить детей правильному  образованию относительных прилагательных (признак предмета – из какого материала сделан предмет).
Ключ из железа – он какой? (железный).
из железа, металла, чугуна, стали из бумаги и т.д.

Игра «Кто, где живет»? 

Цель: научить детей образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными.
нора лисы (чья нора?)  — лисья нора  и т.д.

Игра «Что чем делают?» 

Цель: научить детей образовывать имена существительные и т.п. Пилят пилой, забивают молотком и т.д.

Игра «Посчитай 1-2-5»

 Цель: научить детей правильно согласовывать числительное с существительным.
автобус — один автобус, два автобуса, пять автобусов;

Игра «Кто внимательный?» 

Цель: научить детей правильно подбирать нужный предлог. Необходимо вставить нужный предлог, чтобы предложение было правильным. 
Дети учатся (в) школе. 
Дети гуляют (около) школы. 
Дети вышли (из) школы и т.д.